Турецкий танец дервишей: видео крутящихся в юбках мужчин

История возникновения общины дервишей

танец дервишей Стамбул где посмотреть

Обитель дервишей

Дервиш в переводе с персидского означает «бедный». Часть представителей общины живут странствиями, а часть объединяется в монастыри — ханка или текки, подчиняющиеся пиру или шейху. Остальным дервишам разрешено жить за пределами монастырских стен, но посещать монастырское братство обязательно несколько раз в неделю. Это правило особенно строго соблюдается накануне торжественных ритуальных танцев.

Раньше, чтобы стать членом ордена, нужно было отказаться от владения какой-либо собственностью: дервиш должен быть нищим. Чтобы стать слугой Господа, нужно исключить из жизни все мирские искушения. Все, что управляется сообществом, считается общим. То есть у дервиша не может быть ничего личного — ни дома, ни еды, ни одежды и обуви. Став приспешником порядка, человек навсегда обрекает себя на бесконечные странствия, скитания по неизведанным городам и долгим дорогам. Дервиши считали аскетизм прямым путем к мудрости и Богу.

Танец дервишей в Стамбуле

Дервиши, Стамбул, 1890 г

Термин «дервиш» жив и сегодня. Это слово используется для обозначения вечных путников с доброй и широкой душой. Да, душа — единственное, чем они полностью обладают, но они готовы бесконечно делиться с другими. Давным-давно тоже была примета, что неожиданная встреча дервиша на дороге сулит счастье и удачу в делах.

Галата Мевлевиханеси в Стамбуле (обитель дервишей) была создана Искендер-пашой в 1491 году. С 2011 года это место открыто как музей.

Танцы с ложками

Этот вид танца очень популярен на юге страны. Танцоры выстраиваются в два ряда и задают друг другу ритм, стуча деревянными ложками друг о друга. Под барабанную музыку исполняется ритмичный и активный танец.

Колбасти

Колбасти — сравнительно молодой танец, который полюбилась турецкой молодежи. Колбасти переводится как «быть пойманным полицией с поличным». Динамичный и активный танец, в котором многие движения имитируют удары, часто исполняется вместе и напоминает пьяную драку с полицией.

Кружащиеся дервиши (танцующие дервиши)

Суфии уверяют, что понять природу Вселенной и приблизиться к Богу можно только сердцем и душой. Сказанными словами добиться не удастся. Танцы под определенную музыку помогут достичь единства с Богом. Считается, что такая музыка звучит у врат небес.

Танец дервишей — завораживающее зрелище, завораживающее и оставляющее неизгладимое впечатление на всех. Танец начинается с подготовки. Танцоры остаются неподвижными около 10 минут, скрестив руки на плечах. Вот как они фокусируются. Затем они кланяются шейху и публике и начинают крутиться. Поднимая вверх ладони, они получают благословение неба, которое затем передают земле, опуская их. Артисты поворачиваются против часовой стрелки с закрытыми глазами и наклоненной головой. Танцоры вращаются вокруг своей оси, не совершая дальнейших движений руками или головой. Правая ладонь обращена вверх к Богу, а левая ладонь обращена вниз к земле и людям. Считается, что вращение соединяет небо и землю, время и пространство.

Во время танца исполнители впадают в транс, отрываются от всего земного. Для приверженцев суфизма танец — это молитва, беседа с Богом, танцоры могут вращаться таким образом около 15 минут. Искусству религиозных танцоров обучают с раннего детства. И только через два десятилетия ученик достигает совершенства в танцах. Во время долгого вращения танцоры впадают в экстаз, своего рода суфийское опьянение, которое позволяет им испытать освобождение от плоти и восхождение к Всевышнему. Танец помогает ощутить всеобщую любовь и очистить душу.

Бар

Большой ансамбль турецких народных танцев, широко распространенный на территории восточной части Турции, объединен под названием Bar.Во время шоу люди выстраиваются в очередь, касаясь друг друга плечами и держась за руки. Как правило, танец сопровождается инструментальными звуками и песнями. Некоторые части танца исполняют два человека, в этом случае они держатся за руки, но чаще в нем участвует большое количество мужчин и женщин.

Суть религиозного убеждения дервишей

Сторонников такого образа жизни во всем мире объединяет общая мусульманская философия — суфизм. Его суть заключается в освобождении души и связи с Богом без слез и боли. Духовное совершенство достигается молитвой, безмолвным созерцанием, пением и танцами в ритме музыки. Возникающий в результате экстаз позволяет гораздо лучше понять суть обучения. Помимо религиозных танцев, члены мусульманских суфийских братств веками обучали своих последователей, используя сказки, басни и другие поучительные истории. Сказки о дервишах, помимо дидактического содержания, написаны прекрасным языком и отличаются красивым композиционным стилем, остроумием и художественной ценностью.

Танцующие дервиши (кружение

Танец дервишей в наше время

Значение слова дервиш — нищий подчеркивает значение суфизма, его истинное значение. Оно состоит в аскезе, в том, чтобы довольствоваться маленькой и добровольной бедностью. Последователи дервишской религии, а также странствующие и живущие в одном и том же месте должны каждый день совершать особые молитвы, сопровождаемые музыкой и танцами.

Хорон

Турецкий народный танец хорон типичен для черноморских регионов и дословно переводится как «танец». Похороны сопровождаются активной музыкой и развлекательными песнями. Во время выступления танцоры выстраиваются в линию или образуют круг. Основные движения — работа плечами, наклоны корпуса, вставание на колени и активный мах ногами вперед.

Турецкий танец хорон

Как проходит турецкий танец дервишей

Перед началом ритуала пол покрывают овчиной, определяя место шейха, духовного учителя. Это своего рода суфийский ритуальный трон.

Ритуал начинается с горлового пения солиста или всего ансамбля под аккомпанемент национальных музыкальных инструментов.

После прочтения молитв и стихов Руми начинается сам танец. Сначала один за другим, двигаясь по периметру комнаты, дервиши делают несколько кругов и, останавливаясь у кожи, здороваются друг с другом и приветствуют Всевышнего. После того, как дервиши займут свое стартовое место, они совершают различные «фейерверки» или танцевальные номера.

Дервиши перемещаются по залу, постепенно расслабляются, все больше погружаясь в медитативный транс. В центре танцевального шоу — шейх, наставник дервишей. Его легко узнать по особой, обычно зеленой, кепке. Танец сопровождается звуками флейты и бубна. Ритуал заканчивается общим чтением молитвы.

Зайбек

Во времена Османской империи словом Зайбек называли отряды ополчения. Само слово переводится как «брат», «друг». Этот танец считается турецким танцем мужчин. Первая часть танца называется «прогулка»: мужчины медленно и гордо идут в ритме музыки. Когда музыка становится громче и активнее, начинается основная часть, сопровождаемая криками. Основные движения — приседания и скручивания. Зайбек исполняется под аккомпанемент барабана и флейты. Кроме того, танцоры могут сопровождать движения звуком деревянных ложек в ритме основной музыки.

Турецкий танец Зайбек

Значение некоторых предметов и движений

Шкура ягненка или оленя, расположенная перед входом в семахан, называется «пост» или «постниш» и представляет собой место пророка Мухаммеда и Мевлана. Чтобы избежать путаницы со шкурами, принадлежащими другим дервишам, эта кожа красного цвета. «Хатт-у Истива» — духовная линия, ведущая от входа в Семахан до «поста». То, что находится справа от этой линии, символизирует этот мир и его обитателей, то есть земную часть. А то, что осталось от линии, символизирует иной мир и духов. «Баш Семазен» — дервиш, возглавляющий группу, участвующую в обряде Сема. «Семазенбаши» — опытный дервиш, следящий за тем, чтобы церемония проводилась по правилам. «Постнишин» — шейх тариката Мевлеви, который представляет «пост», то есть место Пророка и Мевланы. «Постнишин» — это не звание, а задания, которые дают опытные дервиши после долгих лет службы.

«Сикке» — коричневая цилиндрическая шляпа высотой 40-45 сантиметров, сделанная из фетра и окруженная тремя зелеными пятнами, называемыми «дестар». В тасаввуфе этот головной убор служит символом надгробия. Люди, не являющиеся представителями братства Мевлеви, но преподающие в братстве дергах, опоясывают головной убор белой лентой. «Tenure» — белая хлопчатобумажная одежда Semazen. В тасаввуфе эта одежда символизирует плащаницу. «Мес» — мягкая кожаная обувь черного цвета. «Гирка» — это длинное черное пальто, которое носят во время пребывания в должности. В тасаввуфе хирка символизирует землю, покрывающую могилу. Чтобы показать, что Семазен уважает жизнь и смерть, он целует столб, который символизирует этот мир и жизнь, и хирку, символ смерти.

Руми или Мевляна?

Великий персоязычный и суфийский поэт Мухаммад Мустафа Джалаладдин наиболее известен в русскоязычной литературе как Руми, а поклонникам турецкой и персидской литературы он известен как Мевлана. Однако и Руми, и Мевлана — всего лишь префиксы ее настоящего имени. Причины появления этих приставок мы находим в его биографии.

Великий поэт и суфий Мухаммад Мустафа Джалаладдин известен в русской литературе как Руми, а в турецкой и персидской литературе — как Мевлана

Джалаладдин родился в 1207 году в городе Балх, который находится на территории современного Афганистана. Так это была территория иранской провинции Хорасан. Балх был центром искусства, где пересекались индийская, египетская и месопотамская культуры. Вторжение монголов заставило многих выдающихся ученых того времени мигрировать на запад. Среди них был отец Джалаладдина, Бахаеддин Велед, или, как его еще называют, Султан аль-Улема. Вместе со своей семьей он сначала переехал в Багдад в 1214 году, а затем, в 1218 году, в город Конья, которым правил сельджукский султан Алаэддин Кейкубад, который построил в городе медресе специально для Бахаеддина Веледы. В то время Конья была населена в основном греками, которые называли себя Румом, отсюда и приставка Руми, означающая «житель провинции, населенной греками».

После смерти Бахаеддина Веледа в 1231 году его место в медресе занял Джалаладдин. Его ученики и последователи относились к нему с большим уважением и называли его Мевлана, что означает «наш господин».

Атрибутика и терминология Сема

Сема можно выполнять как в одиночку, так и в группах. В Шеб-и Арус его исполняет большая группа дервишей в сопровождении большого количества музыкантов. Участников ритуала сема называют семазен. Это могут быть как дервиши из братства Мавлявия, так и люди со стороны — обряд открыт для всех. Музыкантов, обеспечивающих мелодическое сопровождение, называют «мутрибанами» или «сазенде». Среди них могут быть люди, которые не являются дервишами, но обязательным условием для них является знание макамов музыки тасаввуф. Помещения, оборудованные для обряда сема, называются «семахане». Чтобы обеспечить одинаковое расстояние между семазенами, эти комнаты обычно имеют круглую форму. Нет большой разницы между ритуалами Сема, которые проводятся в обычные дни и во время Шеб-и Арус, за исключением того, что в последнем случае участвует больше музыкантов.

Крутящиеся дервиши Мевлеви

Мевлеви — известная суфийская тарика, возникшая в 13 веке в Турции. Суфизм — мистическое направление в исламе, проповедующее аскетизм и повышенную духовность. А тарикат — это метод духовного возвышения и мистического познания Истины. Основоположником идей был суфийский поэт Джалаладдин Руми, а его сын Мавлад стал основателем ордена.

Мевлеви были самым могущественным орденом в Османской Турции. Оно называлось «Братство кружащихся дервишей». В 1925 году указом президента Ататюрка братство Мевлеви было упразднено. Вновь он был разрешен только в 1954 году.

Религиозная сторона Мевлеви придает большое значение музыке, песням и танцам. Танец кружащихся дервишей — один из таких ритуалов.

Как проходит Шеб-и Арус?

Как упоминалось выше, Шеб-и Арус — это празднования, посвященные воссоединению Мевляны с Аллахом. В связи с этим каждый год 17 декабря после Икинди намаза (дневной молитвы) в Конье проводится вечер памяти поэта и суфия, сопровождаемый чтением стихов из Корана и церемонией Айн-уль-Джем, лучше известный как обряд Сема. Многие считают, что сема — это обряд вращения, а последователей братства Мевлеви называют «кружащимися дервишами». Однако в традиции Мевлеви нет термина «ротация», и представители братства не вращаются, а совершают «сема». Слово «Сема» используется здесь в значениях «небо, Вселенная» и «слышать голос Вселенной». То есть слушайте голос того, что создал Аллах, и отвечайте на этот голос. Движения в Sema символизируют зарождение Вселенной, рождение человека и, вместе с любовью к Творцу и желанием служить ему, его желание быть «Insan-y Kamil», то есть совершенным человеком. Движения сопровождаются музыкой тасаввуф (суфизм), которая имеет ритм биения человеческого сердца, что способствует более тонкому переживанию происходящего.

Во времена Мевланы обряд сема проходил без музыкального сопровождения и не имел четкой схемы исполнения. В основе лежал религиозный пыл и азарт тасаввуфа. Есть факты, указывающие на то, что Руми, возможно, начал бродить по Семе по улице, рынку, мечети и другим общественным местам. После смерти Мевланы при сыне Веледе Элеби и его потомках Сема принимает четкую «канонизированную» форму и, начиная с 1460 года, остается неизменной по сей день. Теперь обряду сема можно научить и научиться.

Во времена Мевляны обряд Сема проходил без музыкального сопровождения и не имел четкой схемы исполнения

Танец крутящихся дервишей

Танец дервишей Стамбул где посмотреть

Танец дервишей в Галате Мевлевиханеси

Каждый человек, которому хоть раз посчастливилось лицезреть уникальных и неповторимых дервишей дервишей, сразу спрашивал себя: «У тебя правда не кружится голова?» Ведь не зря членов этого отряда называют прядильными! Танец дервишей существует с давних времен: никто точно не вспомнит, когда эти путники вдруг стали кружить и кружить головы всем зрителям этого увлекательного зрелища! И сегодня подобные танцевальные представления привлекают в Турцию толпы туристов, которые приезжают со всего мира, чтобы своими глазами увидеть, что происходит.

Вихрь дервишей удивляет и восхищает. Конечно, паломники не просто танцуют, они вкладывают в каждое движение особый тайный смысл. Это ритуальное и танцевальное искусство изучается годами и даже десятилетиями. Но даже танцора, который отлично владеет собой, нельзя сразу допустить к участию в представлении. Для начала дервиш должен продемонстрировать серьезность своей веры и намерений, проведя 1001 день в монастырских стенах монастыря. Кроме того, каждый год в монастыре есть особое назначение. Первый должен быть посвящен служению другим, второй — непосредственно монастырю, а последний, третий — духовному очищению и поиску мира.

танец дервишей Стамбул где посмотреть

Вихревые дервиши

Перед началом головокружительного танца принято читать особые стихи Руми — гимн во славу Пророка. Затем начинает играть музыка, и после первых нескольких тактов выходят сами танцоры. Они одеты в особую одежду: белоснежные юбки и красные конусообразные шляпы. Дервиши кладут руки на грудь, скрещивают их и начинают медленно поворачиваться, всегда в одном направлении, справа налево. Сначала участники ритуала медленно вращаются, при этом перемещаясь по кругу. Затем музыка и движения ускоряются, танцоры раскрывают руки и направляют правую руку к Богу, а левую — к земле. Таким образом, дервиши готовятся получить небесную энергию и передать ее грешной Земле. Еще один важный момент: голова танцующего аскета должна быть под определенным наклоном 25 ⁰, что тоже символично. Ведь наклон земной оси составляет 23⁰.

Когда наступает кульминация вращения, темп дервишей начинает постепенно замедляться — они словно выходят из своего рода экстаза, возвращаясь в человеческий мир уже обновленным и готовым дарить любовь и доброту всем, независимо от пола, возраст, раса и религия.

Танец дервишей Стамбул где посмотреть

Картина французского художника Жана Батиста Ван Мура (1671-1737), Дервиши

Увлекательный ритуальный танец иногда растягивается на несколько часов. Но за это время дервиши останавливаются четыре раза. Эти остановки называются приветствиями. Первая пауза сделана как знак неоспоримого существования Бога, вторая — для выражения уважения и восхищения Вселенной, третья символизирует любовь и бесконечность творения, а последняя направлена ​​на душу, которая покинула тело, чтобы слиться с создателем.

В современную эпоху танец дервишей перестал быть полностью ритуальным: его часто исполняют просто для развлечения публики в ночных клубах и ресторанах. Опытные танцоры на этом хорошо зарабатывают.

Орден кружащихся дервишей стал настолько популярным и почитаемым, что в его честь даже был основан музейный комплекс, который сегодня находится в районе Галата в Стамбуле. Это место было выбрано не случайно: именно здесь в конце 90-х годов 15 века был возведен первый монастырь кочевников.

танец дервишей в Стамбуле где посмотреть

Танец дервишей — уникальное зрелище

В свое время, а именно в 20-х годах ХХ века орден был изгнан по приказу Ататюрка, здание монастыря было преобразовано в начальную школу. Но в 21 веке все вернулось на круги своя, и память о дервишах возродили, открыв уникальный музей истории этого ордена.

Входя из ворот музейного комплекса, его посетители имеют возможность полюбоваться знаменитым танцем и подробно изучить свод правил и быт своеобразных монахов-аскетов.

Вокруг музея сегодня разбит цветник, прогуливаясь по которому погружаетесь в чудесную атмосферу умиротворения и безмятежности. Интерьер нижнего этажа монастыря выглядит очень красиво и богато: именно в этом зале проходят танцевальные представления, а на верхнем этаже располагается музейная экспозиция. Здесь можно увидеть все виды музыкальных инструментов, на которых искусно играют монахи, личные вещи дервишей, скудный гардероб и небольшое количество образцов их письменности.

Чтобы увидеть танцевальное шоу, нужно по воскресеньям прийти в музей монастыря. Наблюдая за этим завораживающим танцем, вы полностью забываете о времени и теряете чувство пространства. Поэтому, находясь в Стамбуле, обязательно посетите дом дервишей Мевлеви.

Халлай

Это танец, без которого не обходится ни один праздник. Турецкий народный танец Халай считается одним из самых красивых. Название происходит от слова, означающего единство, контакт. Танец чем-то напоминает хоровод. Танцоры сначала выстраиваются в очередь, а затем образуют круг. Традиционно танец исполняется под аккомпанемент барабана и флейты. В руках у главного танцора яркий шарф, который он встряхивает в ритме звучной музыки.

Где посмотреть танец дервишей в Стамбуле

Благодаря своей мистике и завораживающей красоте танец дервишей стал не только ритуальным, но и художественным. В настоящее время его исполняют на сцене не только настоящие монахи, но и обученные танцоры. Однако на ежегодном фестивале дервишей в турецком городе Конья, где находится мавзолей Руми, можно увидеть, как настоящие суфии исполняют этот танец по всем канонам.

Обратите внимание, танец дервишей — это медитативный ритуал. Вы должны быть готовы к тому, что однообразная музыка не произведет на вас такого же вау-эффекта, как зажигательное зрелище.

В Стамбуле есть несколько мест, где можно посмотреть танец дервишей.

Танец дервишей на вокзале Сиркеджи

Чтобы увидеть танец турецких дервишей, самый дешевый и простой способ — отправиться на вокзал Сиркеджи рядом с Галатским мостом и собором Святой Софии. Эта станция была конечной станцией Восточного экспресса, поезда, известного детектива Агаты Кристи.

Сейчас в старом здании находится бесплатный железнодорожный музей. А в главном зале с витражами можно наблюдать завораживающий танец дервишей.

Танец дервишей в Ходжапаша

Самый яркий перформанс показывают в Центре культуры и искусства «Ходжапаша». Он расположен в здании хаммама 15 века недалеко от вокзала Сиркеджи. В зале под высокими купольными потолками вы станете свидетелями церемонии Сема с кружащимися дервишами и световым шоу.

Продолжительность 1 час. Старт каждый день в 19:00. Это шоу стоит почти вдвое дороже, чем вокзал Сиркеджи. Стоимость взрослого билета — 22 доллара, для детей от 7 до 12 лет — 16 долларов, для детей до 6 лет — бесплатно. В стоимость билета входит посещение небольшой выставки дервишей (одежда, музыкальные инструменты, книги, реконструированные сцены из жизни дервишей, мультимедийные стенды).

Билет можно приобрести на сайте www.hodjapasha.com/en/whirling-dervishes-sema-ceremony/

Организаторы рекомендуют приходить пораньше, за 30 минут до вылета. Здесь тоже бесплатно подают чай перед сеансом. Если вы опоздали на 10 минут, вы все равно можете войти в зал, но через 15 минут после начала шоу вход в зал запрещен. Стоимость билета не возвращается опоздавшим.

Эти представления наиболее соответствуют древнему ритуалу. Но в Стамбуле танец дервишей можно увидеть как в ресторанах, так и в кафе, где небольшие произведения исполняются профессиональными артистами, представляя танец как один из символов Турции.

Танец дервишей видео

Разновидности дервишей (ордена дервишей)

Дервиши отряда Мевлеви

Дервиши отряда Мевлеви

Дервиши объединяются в сообщества. Каждый орден утверждает свои уставы и свою духовную иерархию. По структуре отряды независимы и делятся на сообщества. Они состоят только из мужчин. У некоторых членов сообщества есть свои дома и семьи, а многие путешествуют. Во главе каждого ордена стоит шейх, потомок первых халифов, пользующийся большим уважением и имеющий неограниченную власть в обществе. Шейх — религиозный наставник всех членов общества. Студентов, желающих вступить в орден, называли мюридами. От них предъявлялись большие требования: быть благочестивыми, иметь хорошую репутацию, здравый смысл, быть добрыми и щедрыми, чистыми сердцем и праведными. Известно около 70 суфийских орденов. Одежда членов разных обществ различалась по цвету, стилю и тканям, из которых она была сделана.

Каждый предмет гардероба имеет символическое значение. Головной убор имел коническую форму с надписями из Корана. Шляпа окаймлена плотными полями, а это значит, что дервиш должен не видеть окружающий мир, а общаться только с Богом. Верхняя одежда члена религиозного движения представляла собой широкую прямую мантию с рукавами, на которой он был завязан с поясом. Главной темой были четки, состоящие из 99 шаров, которых верующий коснулся, призывая Бога по имени. Среди известных ныне орденов дервишей — Бекташи и Мевледи.

Мужской танец живота — «Зенне»

Сегодня в Турции мужчины покоряют сцену в мире танца живота. Растущая популярность танцоров основана не только на кажущейся новизне их выступлений. Вначале есть только звук, только ритм. Затем, через несколько секунд, комнату наполняет восточный ритм. Танцовщица входит в огромный зал с распростертыми объятиями, приглашая взглядом ожидающих зрителей. Волны пробегают по его телу, руки качаются, как волны, и ритм становится сильнее. Бедра танцора сжимаются, и редкие серебряные украшения, украшающие его обнаженный торс и брюки с блестками, сверкают в центре внимания. Дрожа, покачиваясь и поворачиваясь в такт музыке, она начинает свой танец. Так начался необычный для нас танец Зенне».

Во времена процветания Османской империи женщинам было запрещено танцевать полуголыми в общественных местах, как и мужчинам. В те времена были известные танцевальные звезды. Но после распада империи об этом забыли и на долгое время этот танец был запрещен, в частности, в мусульманских странах.

Хотя на первый взгляд Зенне выглядит довольно экзотическим представлением, на самом деле у этого танца многовековые традиции. Зенны (танцоры) увековечены в красочных миниатюрных картинах Османской эпохи. Так что мужчины могли выступать только для мужчин, а женщины — только для женщин. Потом эта традиция исчезла, и танец живота стал прерогативой женщин.

И сегодня танец живота «Зенне» возродился в Турции.

В переводе «Зенне» — это мужчина, одетый в женское платье.

В Османской империи танцовщицы, одетые в женскую одежду, вышитую монетами (бюст — без корсажа), наносили яркий макияж на лица и в таком виде предстали перед публикой.

Сегодня туристы воспринимают турецкий танец живота как восточный китч, чувствуя, что каждый раз, когда они смотрят шоу, они переносятся в сказочный мир 1001 ночи.

Плохо одетые танцоры считаются неприличными. Говорят, что набожные мусульмане переносят танец мужчин лучше, чем обнаженную женщину.

То, что публике кажется простым развлечением, на самом деле является очень требовательным видом спорта для танцоров. Танцовщица должна тренироваться не менее трех часов в день в дополнение к репетициям и выступлениям. А потом появляется улыбка. Его улыбка никогда не исчезает! Только тот, кто не требует от себя ничего, кроме совершенства, имеет возможность покинуть сцену ресторана на телеэкране. Только те, у кого есть неутомимый гид, умеющий себя продавать, могут реально заработать на этой работе.

Но даже сейчас в семьях, где дети выбирают Зенне как средство заработка, это не приветствуется и считается грехом для всей семьи. Несмотря на это, танец Зенне сейчас пользуется большим спросом. Без этого спектакля не обходится ни один элитный клуб.

Подготовка и начало

Перед началом обряда семазен ждут сигнала от постнишина. В это время их руки сомкнуты (сложены крест-накрест в плечах), а левая нога находится справа. По этой форме они напоминают арабскую букву «Алиф» и цифру «1». В тасаввуфе это положение является символом единобожия. Во время ритуала Семазен разжимает руки так, чтобы правая рука была поднята, а левая рука опущена — это движение означает брать от Хака (правда — имя Всевышнего, — прим. Ред.) И раздавать людям. Поскольку дервиши уделяют как можно больше внимания духовной стороне жизни, ясно, что они могут взять у Хака то, что нематериально, а именно знания, которые они распространяют среди людей.

Перед началом ритуала семазены ждут сигнала от постнишина

Обряд Сема состоит из семи частей. Перед началом церемонии Баш Семазен входит в Семахан, приветствует зал и, оборачиваясь с правой стороны, берет шест, ставит его на пол и трижды читает суру Ихлас и один раз — суру Фатиха. Затем фа дуа (молитва, совершаемая, в отличие от намаза, в «свободной», то есть произвольной форме) за пророка Мухаммеда, остальных пророков, сподвижников Мухаммеда, пирсов (шейхов), бывших мастеров и за всю умму Пророка Мухаммеда и покидает зал, обходя его налево. После этого музыканты и участники церемонии занимают свои места. Все Семазен в сопровождении Семазенбаши приветствуют зал и становятся справа от шеста. После этого постнишин входит в зал, приветствует зал, идет к столбу по Хатты-Истива, приветствует столб и садится на него. После этого начинается сама церемония.

Что означает танец дервишей

Существуют разные виды танцев дервишей.

Первая вариация — это танец-одиночка. Танцовщица вращается вокруг своей оси, стоя на одной ноге, а вторая, периодически подталкивая себя, ускоряется. Одна рука опущена, символизируя связь с землей и реальностью, другая направлена ​​вверх, к Богу, от которого дервиш черпает энергию, поддержку и веру.

Также существует групповой танец, в котором участвуют несколько танцоров. Один из них находится в центре, а другие обходят его, создавая хоровод. Движение дервишей по кругу начинается медленно, с постепенным ускорением. Это показывает постоянное стремительное движение жизни и мира вокруг незыблемых ценностей. Каждый участник коллективного танца из-за постоянного вращения окружающего изображения, теряя четкость очертаний предметов, постепенно входит в медитативный транс и наслаждается чувством отстраненности и эйфории.

Танец дервишей, подчиненный особым ритмам, направлен на освобождение сознания, снятие блоков и комплексов, открытие внутренних ресурсов для дальнейшей просветленной жизни.

Постоянное вращение в танце помогало дервишам отвлечься от посторонних мыслей, освободить мозг от мыслей, сомнений и всего непреодолимого. И доверяйте только зову сердца и Бога. По легенде, если дервишу во время танца возникнет хоть одна мысль, юбка упадет.

Оцените статью
Блог о Турции